Маркетинг

Как правильно составить техническое задание — ТЗ

Как правильно составить техническое задание - ТЗ

Чтобы свести к минимуму непонимание между заказчиком и исполнителем, получить предсказуемый и эффективный результат, необходимо позаботиться о составлении грамотного технического задания (ТЗ). Не стоит бояться этого словосочетания, так как справиться с такой задачей может даже человек, который раньше с подобным не сталкивался.  И для этого необязательно разбираться в специальных терминах, иметь соответствующие навыки, уметь заполнять необходимые формы.

Зачастую оказывается, что заказчик сам не знает, чего он хочет. Есть приблизительная картинка итогового продукта, а вот четкие детали отсутствуют.  Для этого и необходимо ТЗ – чтобы заказчик получил в итоге такой продукт, который бы максимально соответствовал его о нем представлении. При помощи технического задания можно «задокументировать» все свои пожелания.

Считается, что дизайнер – это творческая профессия. Да, в его работе есть место творчеству, но для выполнения конкретного задания под конкретный продукт ему в первую очередь необходимы не столько творческие порывы, сколько сухие факты, цифры, идеи, картинки, цвета и шрифты. И только профессионально соединив все эти составляющие, добавив творческий штрих, в результате можно получить отвечающий всем запросам заказчика конечный продукт.

Если речь идет о работе над новым проектом для конкретной компании, то в первую очередь дизайнеру необходимо вникнуть во все тонкости деятельности организации, отследить фирменные тренды, узнать о философии и миссии компании. В этих целях со стороны представителей компании-заказчика должно оказываться всестороннее содействие. Работа в связке с владельцем бизнеса или маркетологом – оптимальный вариант. Таким образом удастся максимально приблизить готовый продукт к идеалу с точки зрения заказчика. При этом приветствуются креативные идеи и непривычные решения – профессиональный дизайнер сумеет воплотить в жизнь даже самые смелые наработки.

На какие вопросы необходимо ответить в рамках ТЗ:

  1. О каком продукте идет речь? С этого начинается любое сотрудничество. То есть заказчик озвучивает, за каким именно товаром он пришел к исполнителю. Это могут быть листовки, флаеры, баннер на сайт, логотип и т.д.
  2. На какую целевую аудиторию рассчитан продукт? Этот пункт необходим, чтобы понять, кто представляет целевую публику товара. Например, планируется реклама нового косметического средства для молодой кожи, логично, что ЦА такого продукта – молодые девушки от 18 до 25 лет. Дизайнер возьмет это во внимание и предложит оформить баннер в актуальных для такой возрастной категории оттенках.
  3. Где будет задействоваться продукт? На этом этапе прописывается формат конечного продукта: баннер для сайта, наружная реклама, бумажные листовки, стенды для выставки и т.д.
  4. С чем должен ассоциироваться продукт? Какие эмоции он должен вызывать: желание нажать на кнопку (если это онлайн баннер), желание купить, желание посетить мероприятия (если речь идет, например, о флаерах для конференции). Очень важный момент – это выстраивание ассоциативного ряда. Взяв, например, листовку в руки, потенциальный покупатель должен испытать какие-то чувства, изображение на бумаге должно вызвать у него ассоциации с новыми технологиями, детством, морем, отдыхом, богатой жизнью и т.д. Все зависит от конкретных задач. Стоит помнить, что люди очень разные и ассоциации у них тоже разные. Поэтому очень важно точно знать ЦА и примерно иметь представление о ее боли и актуальных трендах.
  5. Какие цвета будут использоваться? Это пункт необходимо осветить максимально конкретно, так как существует множество различных цветовых схем, основанных на различных параметрах. При создании макетов для печати необходимо точно указывать параметры. Например: Pantone 485 или значения по CMYK ( черный- 0 0 0 100).Подобрать цвет можно на сайте https://get-color.ru/pantone/
  6. Какой шрифт допустимо использовать для текстового наполнения? Зачастую бренд имеет свой фирменный шрифт, о чем следует в обязательном порядке упомянуть в ТЗ. Таким образом будет сэкономлено время на поиски подходящего элемента. Если фирменный шрифт отсутствует, то можно его создать вместе с дизайнером. В этом случае также важно мнение заказчика, его видение. Большое внимание следует уделить и текстовому наполнению (если оно будет). Текст должен быть вычитан, не содержать грамматических и пунктуационных ошибок.
  7.  Чем еще можно дополнить ТЗ? Крупные бренды обычно имеют свои требования к дизайну, шрифту, логотипу, допустимости сочетания оттенков. Все эти нюансы необходимо учесть при составлении ТЗ. Возможно, у компании есть гайдлайны, каталог продукции, примеры фирменного стиля – всю эту дополнительную информацию необходимо предоставить дизайнеру в виде файлов и документов.
  8.  Какие примеры работ других брендов нравятся заказчику? Наличие референсов позволит исполнителю получить ориентир, в какую сторону двигаться. Если заказчику нравится, например, рекламный баннер конкурентов, то желательно прикрепить такой пример к ТЗ. Не стоит переживать, что дизайнер попросту скопирует продукт другого бренда – настоящий профессионал умело оформит свою работу, скомбинировав удачные решения конкурентов с собственными наработками, что приведет к созданию совсем нового решения.
  9.  Какие сроки предусматриваются на выполнение задания? Желательно адекватно оценивать объем работ и не устанавливать слишком жесткие дедлайны.

 

Чего делать не рекомендуется?

Если заказчик говорит: «Я доверяю вашему профессионализму, делайте все на ваш вкус», то такой подход значительно затруднит продвижение проекта. Ведь не имея четких ориентиров создать стопроцентно подходящий продукт практически невозможно. Поэтому ТЗ должно быть максимально четким, содержать все необходимые файлы и дополнительные материалы. Не стоит делить ТЗ на несколько частей и прислать его поэтапно.  Это должно быть одно письмо со всей необходимой информацией. Если файлов много – лучше рассортировать их по категориям и подписать. Документы рекомендуется архивировать, прикрепить к письму или воспользоваться файлообменником.

Уважительное отношение ко времени друг друга дает возможность использовать его с максимальной отдачей. Поэтому мы надеемся, что наши дизайнеры будут получать четкое ТЗ с максимальным объемом требуемой информацию, что позволит сэкономить наше и ваше время.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И НАДЕЕМСЯ НА ПЛОДОТВОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!